Отделка стен за батареей без её демонтажа
По разным причинам не всегда есть возможность снять батареи отопления. Например, если ремонт производится зимой и на входе и выходе радиатор, а отсутствуют запорные краны. В таком случае, есть два варианта. Если батарея установлена впритык к стене, то есть, зазор минимальный, всего 10-20 мм, то лучше дождаться конца отопительного сезона и все же временно демонтировать батарею. Если же зазор между радиатором 4-5 см, то можно поверхность стены отделать, не снимая батарею.
Оштукатуривание и шпатлевание за батареей
Оштукатурить стены за батареей, не снимая её, полноценно не получится. То есть, можно выполнить штукатурку цементно-песчаным раствором, но без затирки. Окончательно выровнять стены за радиатором придется шпаклевкой. Для нанесения штукатурного раствора или шпаклевки используют алюминиевую полосу длинной 150 см и более и шириной всего 3-5 см. Толщина полосы должна быть около 4-5 мм для того чтобы полоса не прогибалась во время работы.
При оштукатуривании или шпаклевании раствор изначально изготавливается густой консистенции, чтобы он не стекал с алюминиевой полосы. На кромку всей длинны полосы наносится раствор, либо шпаклевка и под углом в 45 градусов полосу пропускают между батареей и стеной. Работа схожа с принципом оштукатуривания правилом, однако здесь главное неудобство связано с расположенной на стене батареей.
Покраска, грунтование стен за батареей
Учитывая небольшой зазор между батареей и стеной, грунтование и покраску удобнее выполнить валиком с маленьким диаметром – мини-валиком. Мини-валики редко появляются в широкой продаже, поэтому зачастую их приходится изготавливать самостоятельно из подручных средств, используя от стандартного валика лишь его держатель. Для нанесения краски на поверхность стены также можно использовать самодельные кисти или пуфики. В качестве рукоятки для них используют алюминиевую проволоку диаметром 0,8-10 мм, которую во время окрашивания можно изгибать под нужным углом. Кроме того в продаже есть радиаторные кисти. Радиаторная кисть — изогнутая кисть с длинной ручкой.
Минивалик для работ за радиаторами отопления.
Радиаторная кисть.
Приклеивание обоев на стену за батареей отопления
При наклейке обоев за батареей вначале поверхность стены покрывают клеем. Клей наносится также как краска и грунтовка. Далее валиком покрывают тыльную сторону вырезанного куска обой. После этого кусок обои пропускается за батареей и для того чтобы его плотно прижать к поверхности стены и разгладить используют второй сухой и чистый мини-валик или пуфик на гибкой рукоятке из толстой алюминиевой проволоки.
Приклеивание кафельной плитки за батареей
Приклеивание плитки за батареей отопления
Если высота и ширина батареи относительно небольшие, например, радиатор из 5 секций, то за ним на стену можно уложить кафельную плитку. Проблема может возникнуть только с кронштейнами, на которых висит батарея. Придется разметку под плитку выполнить так, чтобы горизонтальный шов между плитками приходился точно на расположение двух кронштейнов. Если кронштейны выполнены из гладкой арматуры, то тогда на ребрах плитки делают небольшие выемки, тем самым, верхняя и нижняя плитки, будут опоясывать выпущенный из стены кронштейн.
Другие способы отделки стен за батареями отопления
Если подобраться за батарею уж очень трудно и снять ее в ближайшее время нереально, то за радиатором к стене можно смонтировать на дюбели стекломагнезитовый лист (СМЛ), который можно предварительно окрасить в нужный цвет. На лист также можно приклеить обои или кафельную плитку. Преимущество СМЛ в том, что его можно купить с любой толщиной от 2 до 10 мм. Также нужно отметить хорошие теплоизоляционные и гидроизоляционные качества стекломагнезитовых листов. Кроме СМЛ можно использовать и другие листовые материалы, например гипсокартон, фанеру, ДСП.
Установка стекломагнезитового листа за батарею
Мытье внутри
Метод, как почистить от налета внутри батареи отопления, выбирают, учитывая тип радиатора.
Чтобы промыть чугунную батарею, применяют:
- уксусную эссенцию;
- кальцинированную соду;
- лимонную кислоту;
- жидкость для прочистки автомобильного радиатора.
Сперва готовят очищающий раствор (растворяют в горячей воде несколько ст. л. соды или эссенции). В поставленную в ванну батарею с помощью воронки заливают жидкость. Оба отверстия – входное и выходное – закрывают заглушками. Руками в перчатках берут радиатор, интенсивно встряхивают его. Оставляют на час, чтобы раствор разъел ржавчину и известковый налет. Аккуратно постукивают резиновым молотком, чтобы отколоть крупные слои налета.
Советуем также почитать: Как почистить матрас от мочи, плесени, грязи, крови, жирных пятен, неприятных запахов
По прошествии указанного времени насаживают на кран гибкий шланг, другой конец вставляют во входное отверстие в батарею, сняв обе заглушки. Включают воду на полную мощность, ждут несколько минут, чтобы струя вымыла загрязнения.
Способ, как самостоятельно промыть алюминиевые батареи отопления, практически не отличается от того, что используется для чугунных изделий. Для радиаторов из алюминия используют те же составы и технологии, однако желательно не применять слишком агрессивные средства – налет на внутренних стенках выполненных из этого металла изделий образуется намного медленнее, и чистки лимонной или уксусной кислотой в большинстве случаев бывает достаточно.
Как снять, разобрать и почистить старую батарею
Реанимация старой чугунной батареи – это, пожалуй, самый сложный этап работ. Трудность его заключается в том, что за долгие годы эксплуатации изделия все ее соединения настолько прикипают и приржавливаются, что разобрать их ключами невозможно. Не хватает ни сил человека, ни прочности инструментов. Здесь действовать нужно тонко и продуманно.
1.Как снять старую батарею? Смысла возиться со сгонами нет никакого – это излишний труд, избежать которого можно с помощью дисковой пилы. Говоря просто, батарея отрезается вместе с кусками труб, которые так или иначе придется резать в процессе замены старой батареи новой. Здесь все просто, но вот дальше придется туго.
2.Как выкрутить футорные гайки? В принципе, рецепт простой – если с первого раза сорвать их не получилось (кстати, попробовать это сделать лучше, пока батарея висит на кронштейнах), то их нужно прогревать. Либо паяльной лампой, либо положив на конфорку газовой плитки – если есть автоген, то это вообще идеальный вариант. Кстати, насчет постучать по гайкам. Лучше этого не делать, так как чугун является весьма хрупким материалом. Ситуация усугубляется возрастом метала – сочетание этих двух факторов и неправильный удар могут привести к появлению трещины на батарее. Так что греть и еще раз греть – в нагретом состоянии металл расширяется, пакля и краска в резьбовом соединении выгорают и все выкручивается очень даже легко.
3.Как очистить старую батарею? Начать нужно с того, что хорошенько очистить резьбы щеткой по металлу. Нужно добиться того, чтобы старые футорки легко вкручивались руками до конца. После этого на одну сторону батареи устанавливаем заглушки – или на паклю, или на прокладки. Затягиваем не сильно, так как все это дело нужно потом снимать. Теперь самое интересное – батарею нужно наполнить очищающим раствором. Если есть где взять, то отлично подойдет каустическая сода. Если нет, то можно воспользоваться не сильной кислотой – подойдет уксус 9%, разбавленный водой в 50% соотношении. Как вариант, электролит из аккумулятора или какая-либо другая кислота, опять-таки, в сильно разбавленной консистенции (раствор с концентрацией кислоты порядка 5%). Выдержав сутки, решаете все проблемы с грязью – спустя это время содержимое батареи нужно слить, после чего хорошенько промыть ее обычной водой с крана.
Батарея готова к повторному использованию – остается только привести ее в надлежащий внешний вид. Самым простым вариантом удалить с нее старую краску является механический способ – говоря просто, ее нужно ободрать с помощью специальной шарошки, установленной на дрель. Как вариант, выпалить паяльной лампой или просто в большом костре. Естественно, потом придется удалить с нее нагар, хорошенько обработать ортофосфорной кислотой, чтобы не ржавела, вскрыть грунтовкой и покрасить. А дальше на ваше усмотрение – хотите обогреватель, хотите назад в систему, а хотите на продажу.
В заключение темы, куда девать старые батареи, еще расскажу о том, что выбросить изделие на свалку или сдать в металлолом вы успеете всегда, к тому же это проще всего. Другое дело – дать батарее второй шанс и сэкономить львиную часть семейного бюджета – здесь уже нужно постараться. Но рассчитывать на то, что это будет легко, не стоит – на самом деле это весьма трудоемкий процесс, возиться с которым станет далеко не каждый человек.
Перепланировка с переносом или заменой батареи
Если в квартире проводится перепланировка, требуется ее предварительное согласование и одним из мероприятий в рамках намеченных перемен согласуется изменение отопления.
Расположение приборов отопления указывают в техническом заключении, а в проекте перепланировки подробно описывают все строительные мероприятия и применяемые технологии в том числе и для пункта о переносе или замене батареи отопления.
В приведенном примере демонтировали отопительную батарею с перегородки между кухней (4) и комнатой (3), так как эту перегородку при перепланировке снесли. В качестве отопительного прибора был выбран встраиваемый в пол конвектор аналогичной мощности.
Подготовить документы для согласования такой перепланировки может организация с допуском СРО. В данном случае проектную и техническую документацию выполняли специалисты нашей организации. Посмотреть другие наши работы можно здесь.
Термический способ очистки батареи
Очистку батареи термическим способом необходимо проводить на открытом воздухе.
Для работы нужны паяльная лампа или строительный фен, жесткая щетка по металлу, ветошь и шпатель.
Предварительно батарею снимают со стены и выносят на открытый воздух, так как очистка термическим методом от краски опасна и токсична.
Паяльной лампой нагревают батарею до тех пор, пока краска не начнет пузыриться. Пока она не остыла, ее тщательно снимают маленьким шпателем
Так как работа ведется с открытым огнем, а батарея массивна, следует соблюдать предельную осторожность и по возможности привлечь помощника. Это связано с тем, что прогревать поверхность металла и снимать краску нужно обеими руками последовательно
Помощник должен контролировать положение предмета в пространстве при этом способе обработки.
Строительный фен не так опасен, как горелка или паяльная лампа. Его можно применять и в закрытом помещении, но нужно закрывать стены картоном от отлетающих кусочков краски. После разогревания старую пузырящуюся краску снимают тряпкой.
Холодный радиатор зачищается щеткой по металлу, поверхность зачищается растворителем. После этого станут видны все недочеты. Возможно, процедуру придется повторить для отдельных фрагментов батареи.
Перед тем как батарею водружают на место, ее следует покрасить с обеих сторон на свежем воздухе. Кроме того, нужно проверить, не сгорели ли прокладки.
Советы
Чистка одного радиатора без всей магистрали малоэффективна, поскольку грязная вода в скором времени принесет в контур ржавчину, накипь и иные отложения. Предварительно желательно заказать чистку всего стояка. Только после этого стоит приступать к промывке своего радиатора. Каждый миллиметровый слой спрессованной грязи будет работать, как теплоизоляция, поэтому нельзя забывать своевременно промывать систему перед каждым отопительным сезоном.
Если у хозяина дома нет специального аппарата для прочистки батарей, выполнить промывку радиаторов в квартире не получится. Можно купить промывочный кран и установить его. Такое устройство продается в специализированных магазинах, хотя при желании его можно сделать самостоятельно из шарового вентиля, монтируя в радиаторную заглушку. Оно позволит в будущем проводить профилактическую промывку систем отопления перед началом каждого отопительного сезона.
Промывочный кран устанавливают летом, до начала отопительного сезона. При этом можно глухую пробку сделать проходной. Как только отопление будет запущено, к промывочному крану подключают обычный садовый шланг, который направляют в канализацию. Как только кран будет открыт, накопившийся шлак будет вылетать из секций на фронте потока воды. Такой метод сегодня широко используется у тех, кто не планирует разбирать радиаторы и отсоединять их от системы для промывки.
Для повышения эффективности промывки можно взять на заметку несколько полезных рекомендаций.
- Применение очистительного фильтра будет лучшей профилактикой засорения радиаторов. Если его нет, нужно промывать систему минимум раз в год.
- Когда система отопления имеет несколько контуров, каждый из них нужно промывать отдельно.
- Лучший вариант промывки – поэтажный, причем после нее обязательно необходима опрессовка системы отопления.
- Если внутри много ржавчины консистенции масла, сначала нужно убрать его, иначе промывать батарею придется гораздо дольше.
- Если промывку выполняют горячей водой, фаянс унитаза от быстрого нагрева может дать трещину.
- Промывка зависит и от количества секций, а также подключения. Обычно большей грязью забиваются последние элементы.
- Когда подключение нижнее двухстороннее, постоянная циркуляция воды через нижний коллектор устройства исключит заиливание. Такое подключение лучшее.
- Предпочтительней проектировать закрытую систему, так как в ней меньше вероятность образования загрязнений.
- Жильцам многоквартирных домов нужно обращаться каждый год перед отопительным сезоном в коммунальные службы, чтобы те выполняли промывку всей системы, после чего можно делать это в своей квартире.
Способы ремонта батареи в зависимости от типа неисправности
Течь устраняют с помощью обычного бинта или полоски ткани и эпоксидного клея. Бинт пропитывают клеем и плотно наматывают на место течи. После высыхания клея отремонтированный участок красят в цвет батареи. Такая «скорая помощь» обеспечивает герметичность в течение 1-2 лет.
Наложение временного хомута на место течи
Если бинт не подходит для срочного ремонта, то можно вырезать небольшой кусок плотной резины и затянуть его на месте протечки.
Установка металлического хомута
Хомут – это металлическое кольцо с герметизирующими пластинами, крепящимися с помощью двух болтов. Далее мы подробнее рассмотрим этот способ ремонта.
Это герметизирующий состав, напоминающий пластилин. Технология применения проста: сварку разминают до однородной массы и приклеивают к месту повреждения. Холодная сварка хорошо переносит высокие температуры, поэтому подходит для устранения небольших протечек.
Советы профессионалов
Несколько советов помогут провести эффективный ремонт:
- После ремонта радиатор придется красить. Если он скрыт за декоративным экраном, желательно выбрать темную краску. Чугунная батарея лучше будет отдавать тепло.
- Кронштейны для подвешивания располагают так, чтобы зазор между радиатором и подоконником составлял 10 см, а полом – 12-15 см.
- Для отражения тепла стену за чугунной батареей заклеивают фольгированным материалом.
Эффективность отопления зависит от количества секций на каждом радиаторе. Здесь нужны грамотные расчеты, выполнить которые помогут опытные специалисты.
Причины и необходимость чистки
Зачем же необходимо прикладывать усилия для чистоты отопительных приборов? Как и любые предметы в жилом помещении, батареи отопления загрязняются, причем не только снаружи, но и изнутри. На поверхности приборов скапливается пыль, что может негативно отразится на самочувствии жильцов. Помимо пыли, такие приборы зачастую имеют жирные загрязнения, устранить которые сложно.
Тщательно промыть отопительные батареи необходимо если:
- батарея нагревается неравномерно — одна часть отличается по температуре от другой даже на ощупь;
- увеличилось время прогрева квартиры по сравнению с предыдущими сезонами;
- радиаторы холоднее термомагистрали;
- для жителей частных домов характерным признаком необходимости промывки является факт увеличения энергоресурсов для обогрева при условии снижения или сохранения на прежнем уровне теплоотдачи.
Загрязнение отопительных батарей происходит по причине изменений в качестве жидкости. Этот факт способствует оседанию механических частиц, передвигающихся совместно с теплоносителем. После завершения сезона воду сливают, а внутри трубы часто начинает развиваться коррозия. При возобновлении отопительного сезона, под напором горячей воды коррозийные частицы начинают движение и оседают в радиаторе. Со временем мусора становится все больше, что может привести к закупорке и ухудшению качества работы. Таким образом, отсутствие чистки может привести к снижению теплоотдачи батарей при сохранении прежних затрат.
Старинные чугунные радиаторы – поверхностный способ восстановления
Как вы уже поняли – это простой способ, не требующий вызова сантехника, т.к. нет необходимости отсоединения батареи от системы отопления. Все что вам понадобится для его реализации: растворитель для эмалевых красок типа ПФ-115, кисточка для краски и перчатки.
Помните: задача растворителей данного типа – разъедать старую краску. И все они благополучно с ней справляются. По этому не стоит гнаться за ценой.
Поскольку работа будет проводиться в помещении – настоятельно рекомендуем вам плотно закрыть дверь в комнату для предотвращения распространения запаха растворителя по всему жилищу и обзавестись промышленно-бытовым респиратором для собственной защиты от испарений. Не забудьте открыть окно для притока воздуха, в противном случае даже респиратор вас не спасет.
Сам процесс нанесения растворителя достаточно прост: налейте небольшое количество растворителя в стеклянную емкость. Не используйте пластиковую тару, так как растворитель достаточно «агрессивен» и способен ее « разъедать». Макайте кисточку в растворитель обильным слоем наносите на поверхность радиатора. Через 10-15 минут вы увидите, как краска под воздействием растворителя начнет пениться.
Через час вспененную краску можно без труда снять ветошью. Но не забываем при этом использовать натуральную ткань, так как синтетические волокна будут благополучно «съедены» все тем же растворителем.
Если после снятия краски на батарее остались нетронутые «островки», процедуру можно повторить на этих участках.
Вот и все! Теперь дайте радиатору «прийти в себя» (примерно сутки) и можно красить.
Как слить воду из радиатора
Обязательно запаситесь тряпками и приготовьте емкость для слива воды. Объем воды зависит от типа батареи, количества и высоты секций. Для удобства смотрите таблицу:
Тип радиатора | Высота (мм) / модель | Минимальный объем секции (л) | Максимальный объем секции (л) |
---|---|---|---|
Алюминиевый | 350 | 0,2 | 0,3 |
500 | 0,35 | 0,45 | |
600 | 0,4 | 0,5 | |
900 | 0,6 | 0,8 | |
1200 | 0,8 | 1 | |
Биметаллический | 350 | 0,1 | 0,15 |
500 | 0,2 | 0,3 | |
600 | 0,25 | 0,35 | |
900 | 0,3 | 0,5 | |
1200 | 0,4 | 0,6 | |
Чугунный | МС 140-300 | 0,8 | 1,3 |
МС 140-500 | 1,3 | 1,8 | |
МС-140 | 1,1 | 1,4 | |
МС 90-500 | 0,9 | 1,2 | |
МС 100-500 | 0,9 | 0,2 | |
МС 110-500 | 1 | 1,4 |
Большинство производителей используют свои стандарты и нормы. Поэтому цифры приблизительные. Но благодаря приведенным в таблице данным вы можете подсчитать емкость воды или теплоносителя, которые содержатся в батарее отопления.
Алюминиевые, биметаллические и стальные радиаторы
На алюминиевых и биметаллических радиаторах предусмотрен кран Маевского. С его помощью можно безопасно слить воду. Чтобы его открутить потребуется специальный ключ. Часто на выступающей головке крана есть насечка под плоскую отвертку. Если нет ключа – воспользуйтесь ей.
Подставьте емкость для слива под кран и отворачивайте его. Когда польется вода, вы сможете регулировать ее напор поворотом головки.
На дешевых моделях вместо крана Маевского может стоять заглушка. Для слива воды придется открутить ее. Для этого понадобится гаечный ключ соответствующего размера. Также подойдет разводной или газовый.
Оберните место вокруг заглушки тряпкой или ветошью и медленно ее отворачивайте. Помните, что резьба бывает левой и правой. Придерживайте заглушку рукой, чтобы вода не хлынула сильным потоком.
Чугунные радиаторы
В чугунных батареях стоят заглушки большого размера. Они, как правило, покрашены и приржавели. Чтобы открутить ее понадобится газовый ключ с длинной ручкой. Для повышения усилия на него можно надеть кусок трубы соответствующего диаметра.
Резьба на заглушке может быть левой или правой, на глаз этого определить нельзя. Пытайтесь провернуть ее без рывков, прилагая равномерное усилие. Если сорвете резьбу – бед не миновать.
Когда первые один-два оборота сделаны, подставьте под слив емкость для воды. Откручивайте заглушку так, чтобы ее не выбило напором – давление в системе может быть большим.
Совет
Если заглушка окрашена и краска попала в ее стык с секцией радиатора, обработайте его растворителем и подождите несколько минут. Повторите процесс 3-4 раза – сорвать заглушку с места будет легче.
Если заглушка не поддается – залейте в стык преобразователь ржавчины WD-40 или его аналог и подождите 5-10 минут. После этого открутить ее будет легче.
Радиаторы с нижним и седельным подключением
Нижнее или седельное подключение радиаторов обычно делают при двухтрубной системе отопления. На входящую и выходящую трубы обычно ставят вентиль или клапан, который можно перекрыть (см. фото). На них есть насечка для отвертки или посадочное место под шестигранник (размеры могут отличаться).
Стальной радиатор с нижним подключением.
Чтобы слить воду из радиатора достаточно перекрыть вентиль, после чего отсоединить патрубки. Если позволяет ход труб, можно их отодвинуть вниз или в стороны. Если нет такой возможности – придется снимать радиатор с кронштейнов. Для этого просто потяните его вверх и на себя.
Если на трубах, подающих и отводящих воду, нет заглушек – придется импровизировать. Оберните вентили тряпкой, подставьте под слив таз для воды. Постепенно откручивайте вентиль отсоединяя батарею от общей системы.
Совет
Когда вода начнет выходить из радиатора, не пытайтесь открутить вентиль дальше. Лучше подождать, чем залить соседей. Дождитесь пока вся вода не выйдет из секций и только после этого приступайте к демонтажу.
Химические и народные средства
Батареи отопления не промывают средствами с хлором. Испарения токсичны. Если используют, обязательно проветривают помещение и работают в респираторе.
Для очистки не используют едкие щелочи и кислотосодержащие препараты. Они портят покрытие.
Перекись водорода
Используют 3%-ный раствор перекиси водорода. Им отбеливают покрытие, растворяют жир и иные органические загрязнения, дезинфицируют. Советуют оросить поверхность, через 10 минут протереть тряпкой. Водой можно не промывать.
Лимонная кислота
Средство отчищает батарею отопления, ароматизирует. Раствором из 3 ч. л. лимонной кислоты и 250 мл теплой воды промывают наружную поверхность. После покрытие протирают влажной тряпкой, сухой салфеткой.
Пищевая сода
Для промывки наружных поверхностей батарей отопления используют только содовый раствор. Жидкость не повредит покрытие.
Рецепт средства с содой:
- 2 ст. л. сухой пищевой либо кальцинированной соды;
- 2 л горячей воды температурой 70–80 ºC.
Соду заливают водой, размешивают, охлаждают до комнатной температуры. Перед применением фильтруют сквозь слой ваты.
Уксус
Работают при открытом окне и в респираторе. Неразведенным столовым уксусом или водным раствором 1:1 промывают батарею отопления с наружной части. Можно распылять из пульверизатора. Через 5 минут протирают тряпкой/губкой и чистой водой.
Моющие средства для посуды
Средства для мытья посуды хорошо растворяют жирный налет.
Лучше всего промывать с гелем:
- Fairy;
- Sodasan;
- «Сарма»;
- AOS.
На жирный налет наносят неразбавленный гель. Через полчаса покрытие от средства промывают водой.
Очистка / промывка старых чугунных радиаторов
Ее бактерицидные свойства справятся с болезнетворными микроорганизмами, которые скопились на радиаторе.
Уксус поможет справиться с неприятным запахом в доме. Неразбавленный дистиллированный уксус уберет плесень на отопительной системе. Раствор из литра воды и двухсот граммов уксуса позволит сделать поверхность блестящей.
Пищевая сода справляется с сильными загрязнениями не только на посуде, но и на радиаторе. Разбавленной в воде содой удаляются загрязнения в труднодоступных местах отопительного устройства. Соду можно разбавлять яблочным уксусом с добавлением мыльного раствора — результат будет эффективнее.
Мел, разведенный в воде.