Живопись
В отличие от скульптур и инсталляций, практически не отходящих в сторону от темы смерти, живопись Дэмьена Херста на первый взгляд выглядит весёлой, нарядной и жизнеутверждающей. Основными живописными сериями художника являются:
«Пятна» — Spot paintings (1988 — до сегодняшнего дня) — геометрическая абстракция из цветных кружков, как правило одинакового размера, не повторяющихся по цвету и упорядоченных в решётку. На некоторых работах эти правила не соблюдаются. В качестве имён для большинства работ этой серии взяты научные названия различных отравляющих, наркотических или возбуждающих веществ: «Aprotinin», «Butyrophenone», «Ceftriaxone», «Diamorphine», «Ergocalciferol», «Minoxidil», «Oxalacetic Acid», «Vitamin C», «Zomepirac» и тому подобные.
Цветные кружки стали фирменным знаком Херста, противоядием к тем его вещам, чья тема — смерть и разложение; поскольку никакие два пятна полностью не совпадают по цвету, эти картины свободны от гармонии, от цветового равновесия и от всех прочих эстетических затей, все они, как рекламные плакаты, излучают радостное, притягивающее взгляд сияние. Кэлвин Томкинс |
- (1992 — до сегодняшнего дня) — живопись в жанре абстрактного экспрессионизма и технике Спинарта. При производстве этой серии художник или его ассистенты льют или капают краску на вращающийся холст.
- (1994—2008) — абстрактный ассамбляж. Картины создаются при помощи наклеивания мёртвых бабочек на свежевыкрашенный холст (клей не используется, бабочки липнут к незатвердевшей краске сами). Холст при этом равномерно закрашен одним цветом, а используемые бабочки имеют сложную, яркую окраску.
- (2001—2008) — здесь при помощи прилепленных очень близко друг к другу бабочек художник создаёт симметричные узоры, похожие на узоры калейдоскопа.
Несмотря на то, что живописью с бабочками Дэмьена Херста музеи иногда украшают свои детские уголки, бабочки в творчестве художника вполне определённо играют роль символов смерти.
Карьера
В июле 1988 года Херст курировал получившую известность выставку Freeze (англ.) в пустом здании администрации лондонского порта в лондонских доках; на выставке были представлены работы 17 студентов школы и его собственное творение — композиция из картонных коробок, раскрашенных малярными латексными красками. Сама выставка Freeze тоже была плодом творчества Херста. Он сам отбирал работы, заказывал каталог и планировал церемонию открытия.
Freeze стала стартовой точкой для нескольких художников объединения YBA; кроме того на Херста обратил внимание известный коллекционер Чарльз Саатчи.
В 1989 году Херст закончил Goldsmiths College. В 1990 году вместе с другом Карлом Фридманом он организовал ещё одну выставку, Gamble, в ангаре — в пустом здании завода Bermondsey. Эту выставку посетил Саатчи: Фридман вспоминает как он стоял с открытым ртом перед инсталляцией Херста под названием Тысяча лет — наглядной демонстрации жизни и смерти. Саатчи приобрёл это творение и предложил Херсту деньги на создание будущих работ.
Таким образом, на деньги Саатчи, в 1991 году была создана Физическая невозможность смерти в сознании живущего, представляющая собой аквариум с тигровой акулой, длина которой достигала 4,3 метра. Работа обошлась Саатчи в 50 000 фунтов. Акула была поймана уполномоченным рыбаком в Австралии и имела цену в 6000 фунтов. В результате Херст был номинирован на получение Премии Тёрнера, которая была присуждена Гринвиллу Дэйви. Сама акула была продана в декабре 2004 года коллекционеру Стиву Коэну за $12 миллионов (£6,5 миллионов).
Первое международное признание Херста пришло к художнику в 1993 году на Биеннале в Венеции. Его работа «Разделённые мать и дитя» представляла собой части коровы и телёнка, помещённые в раздельные аквариумы с формальдегидом. В 1997 году увидела свет автобиография художника «I Want To Spend the Rest of My Life Everywhere, with Everyone, One to One, Always, Forever, Now».
Последний по времени проекта Херста, наделавший много шума, представляет собой изображение человеческого черепа в натуральную величину; сам череп скопирован с черепа европейца в возрасте около 35 лет, умершего где-то между 1720 и 1910 годами; зубы в череп вставлены настоящие. Творение инкрустировано 8601 промышленным бриллиантом общим весом в 1100 карат; они покрывают его сплошь, как мостовая. В центре лба черепа располагается большой бледно-розовый бриллиант весом 52,4 карата стандартной бриллиантовой огранки. Скульптура называется «За любовь Господа» и представляет собой самую дорогую скульптуру живущего автора — £50 миллионов.
В 2009 прошла выставка Херста в центре Виктора Пинчука в Киеве.
В 2011 году Херст оформил обложку альбома музыкальной группы Red Hot Chili Peppers
Работы
- The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living (1991), тигровая акула в аквариуме с формалином. Это была одна из работ, номинированных на приз Тёрнера.
- Pharmacy(1992), воспроизведение аптеки в натуральную величину.
- A Thousand Years (1991), инсталляция.
- Amonium Biborate (1993)
- In and Out of Love (1994), инсталляция.
- Away from the Flock (1994), мёртвая овца в формальдегиде.
- Arachidic Acid (1994) живопись.
- Some Comfort Gained from the Acceptance of the Inherent Lies in Everything (1996) инсталляция.
- Hymn (1996)
- Mother and Child Divided
- Two Fucking and Two Watching
- God
- The Stations of the Cross (2004)
- The Wrath of God (2005)
- «The Inescapable Truth», (2005)
- «The Sacred Heart of Jesus», (2005).
- «Faithless», (2005)
- «The Hat Makes de Man», (2005)
- «The Death of God», (2006)
- «For the Love of God», (2007)
- Анатомия ангела (2008)
- «Удивительное путешествие» (2013) — серия из 14 бронзовых скульптур, символизирующих внутриутробное развитие и рождение человека, установленная в Катаре, у входа в медицинский и исследовательский центр «Сидра», специализирующийся на лечении женщин и детей. 13 скульптур изображают матку с находящимся в ней эмбрионом на разных стадиях развития, последняя — новорожденного ребёнка. Инсталляция была установлена в октябре 2013 года; вскоре, после протестов в соцсетях, её закрыли от публики (руководство больницы объяснило закрытие необходимостью защитить скульптуры от строительных работ), 19 ноября 2018 года СМИ сообщили о том, что она открыта вновь.
Восток-Запад / Запад-Восток Ричард Серра
Инсталляция Ричарда Серра в Катаре под названием Восток-Запад / Запад-Восток
Катарские музеи открыли крупную ландшафтную комиссию « Восток-Запад / Запад-Восток » американского художника Ричарда Серра на полуострове Зекрит в западном Катаре, примерно в 60 километрах от столицы Дохи, GPS: N25 ° 31.019 ‘E50 ° 51.948’
Расположенный в естественном коридоре, образованном гипсовыми плато, Восток-Запад / Запад-Восток простирается на километр в длину и пересекает полуостров заповедника Брук, соединяя воды Персидского залива. Восток-Запад / Запад-Восток состоит из четырех стальных пластин, измеренных по их отношению к топографии. Плиты, которые поднимаются на 14,7 метра и 16,7 метра над землей, расположены на одном уровне друг с другом; они также находятся на уровне гипсовых плато с обеих сторон. Несмотря на большое расстояние, на которое простираются плиты, все четыре можно увидеть и исследовать с любого конца скульптуры.
7 Ричард Серра
Скульптура очень популярна у зрителей во всем мире и появлялась в нескольких городах, таких как Лондон , Париж , Женева , Буэнос-Айрес и Санкт-Петербург . Созданная по заказу QM достопримечательность Ричарда Серры, стальная скульптура высотой 80 футов , является самым высоким произведением общественного искусства в Катаре и самым высоким из когда-либо задуманных Ричардом Серрой. Скульптура, расположенная в центре MIA Park , также является первой скульптурой Серры, представленной на Ближнем Востоке . Построенный из семи стальных пластин, расположенных в форме семиугольника, произведение отражает научное и духовное значение числа семь в исламской культуре .
Buscando la luz IV , Эдуардо Чиллида
Музей Катара представляет комиссию по общественному искусству баскского художника Эдуардо Чиллиды в Университете Катара , Доха, Катар . Buscando la luz IV (В поисках света IV) — последняя из серии скульптур монументального масштаба, созданных Чиллидой на протяжении его последнего творческого периода. Абстрактное произведение объединяет в себе фундаментальные концепции творчества художника. Диалог между материей и пространством; создание сайтов; органичность форм; и строгое этическое содержание — все это идеи, которые соответствуют основной работе Chillida. Три асимметричных стальных пластины, составляющие скульптуру, связаны друг с другом сложной системой клепок, которая определяет в ее интерьере место для встреч с людьми. Художник играет с масштабом и приглашает нас войти во внутреннее пространство работы. Оказавшись внутри, его волнообразные формы, кажется, приобретают движение, поднимаясь вверх в поисках света.
Биография
Дэмиен Херст родился в Бристоле, вырос в Лидсе. Его отец был механиком и продавцом машин, он оставил семью когда Дэмиену было 12 лет. Его мама, Мэри, была художником-любителем. Она быстро потеряла контроль над сыном, которого дважды арестовывали за кражи в магазинах. Сначала Дэмиен учился в художественной школе в Лидсе, затем, после двух лет работы на строительных площадках Лондона, попытался поступить в Центральный Колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина и в какой-то колледж в Уэльсе. В итоге он был принят в Колледж «Голдсмит» (1986—1989).
В 1980-х годах Колледж «Голдсмит» считался новаторским: в отличие от других школ, которые собирали у себя студентов, не сумевших поступить в настоящий колледж, школа «Голдсмит» привлекала к себе немало талантливых студентов и изобретательных преподавателей. Голдсмит ввёл у себя инновационную программу, которая не требовала у студентов умения рисовать или писать красками. За последние 30 лет подобная модель образования получила широкое распространение во всём мире.
Как студент школы, Херст регулярно посещал морг. Позже он заметит, что многие темы его произведений берут начало именно там.